Почему мы любим транзактный анализ?
Коментарий Ирины Летовой:
С 1996 года я применяю транзактный анализ в своей работе с клиентами: в индивидуальных и семейных консультациях, в работе с группами. Ежедневно я вижу, как этот метод исцеляет и преображает людей, как с его помощью мои клиенты достигают желаемого качества жизни, ощущения наполненности и счастья.
Добиваться изменений быстро, и одновременно деликатно и качественно, вот девиз транзактных аналитиков.
Для этого в транзактном анализе есть целый арсенал средств и возможностей. По одной-двум поведенческим особенностям транзактный аналитик может определить строение личности, характер, типичные проблемы и, что очень важно, сценарий жизни человека.
На каждом этапе психокоррекции транзактный аналитик предлагает клиенту сделать максимум за минимальное время.
Полный курс психокоррекции (психотерапии) имеет четыре этапа работы: снятие симптомов (решение актуальной проблемы); нахождение и устранение причин проблемы; изменение привычек, перестройка образа жизни; тренировка новых навыков жизни.
Большинство психотерапевтических методов (гештальт-терапия, бихевиоральная психотерапия, поведенческая психотерапия, гипнотерапия, психодрамма, игротерапия, телесноориентированная психотерапия, психосинтез) ограничиваются работой над снятием симптомов (того, что побудило обратиться к психотерапевту) и редко изучают и решают причины проблемы. В этом случае личность и её бессознательные установки не меняются. Это приводит к тому, что через какое-то время симптом (или проблема) возвращается.
Из психотерапевтических методов по глобальности влияния на личность и судьбу человека с транзактным анализом может сравниться только психоанализ. На самом деле у ТА с психоанализом есть только одно сходство: психоанализ, также как и ТА, тщательно прорабатывает причины проблем. В остальном психоанализ сильно уступает ТА. В психоанализе работа начинается не со снятия симптома, а с выяснения бессознательных причин симптома, так что симптом сохраняется почти до конца терапии, а как известно, психоанализ очень длительный процесс.
Транзактный подход в этом смысле имеет преимущество и звучит так: Сначала изменись к лучшему, а потом мы это проанализируем.
В психоанализе новым навыкам жизни уделяется гораздо меньше внимания, по сравнению с ТА. Поэтому в процессе психоанализа клиент часто остаётся в некоторой растерянности, не зная как жить по-другому, не так как раньше. Клиент начинает понимать причины своих проблем и соотносит свою историю с ситуацией здесь и сейчас. Но этого не достаточно. Необходимо изменить привычки и встроить новые навыки в структуру личности так, чтобы они использовались автоматически.
Транзактный анализ (ТА) даёт клиентам то, чего не могут дать другие методы. Он позволяет пройти работу всех этапов психотерапии, причём за относительно небольшое время. Для сравнения: полный курс психотерапии в ТА занимает не более 3 лет; в психоанализе — в среднем 6-8 лет. Это преимущество делает ТА лидером в современной психотерапевтической науке и практике.
Уже на этапе снятия симптомов (решения актуальной проблемы) ведётся работа по расшифровке сценария жизни клиента. Симптом — это один из способов поддержания сценария жизни (также как и болезни, неудачные браки и пр.), убирая симптом клиент ослабляет сценарий жизни.
На этапе нахождения и устранения причин проблемы в ТА идёт расшифровка сценария жизни и его составляющих — так называемых сценарных решений (см. «Словарь терминов транзактного анализа»). Клиент вспоминает свои ранние сценарные решения и приминает новые, здоровые и развивающие. Процесс замены старых сценарных решений новыми разрушает сценарий жизни и приводит к трансформации личности.
Дальше клиент учится жить в соответствии с новыми решениями, тренирует навыки жизни без сценария, т.е. жизни свободной и автономной, в которой всё решает сам клиент, а не обстоятельства и другие люди. Клиент сам организует нужные ему обстоятельства, строит партнёрские отношения, без манипуляций и зависимости.
В транзактном анализе используется много практических приёмов и техник. Для каждого этапа психотерапии существует набор практических средств. Транзактный аналитик снабжает клиента этими средствами и помогает их использовать. Транзактный аналитик добивается того, чтобы клиент обучился практическим приёмам и смог использовать их самостоятельно в течение всей жизни.
Транзактный аналитик обращает внимание клиента на то, как образ жизни поддерживает и провоцирует его проблему, даёт клиенту конкретные практические рекомендации.
Транзактный аналитик ничего не навязывает клиенту. Решение принимает клиент.
В результате полного курса транзактного анализа у клиента формируются навыки успешности в каждой сфере его жизни. Клиент находит и выбирает тех партнёров, с которыми можно построить развивающие и удовлетворяющие отношения. Клиент справляется со стрессами и агрессией. Свободно выражает свои эмоции. Умеет доброжелательно критиковать и отказывать. Предъявляет другим людям свои потребности, получает поддержку. Корректирует и сохраняет своё физическое здоровье. Предвидит неприятности и избегает их. Самовыражается. И ещё многое другое.
Транзактный анализ — это гуманистическая психотерапия, основанная на глубоко гуманистических принципах. Чтобы понять, что такое транзактный анализ и чем он отличается от других методов, нужно познакомиться с его основными философскими посылками (смотрите ниже).
Эрика Берна не устраивал подход к терапии других методов, например, психоанализа, в которых терапевты интерпретировали сказанное клиентом из позиции более знающих, из позиции сверху. Берн настаивал на том, что по ресурсам и терапевт и клиент равны. Более того, именно клиент является экспертом в своей ситуации. Поэтому нельзя оценивать вклад терапевта в процесс изменения как более существенный.
ТА даёт инструмент для изменений и клиенту и терапевту. Причём клиенту — уже на первых консультациях. Этим ТА выгодно отличается от других методов, например от психоанализа, в котором аналитик исходит из следующей посылки: После того, как я тебя проанализирую, ты изменишься к лучшему. При таком подходе клиент чувствует, что не получит разрешения измениться, пока его не проанализируют, и не меняется, ожидая окончания анализа и оставаясь со своими проблемами. Психоанализ обычно растягивается на годы — те самые годы, которые могли бы стать решающими в продвижении по службе и воспитании детей.
Цель изменений в транзактном анализе
Цель изменений в ТА — достижение автономии. Берн учил, что автономия характеризуется высвобождением или восстановлением трёх человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности.
Способность к осознаванию — это способность видеть, а не просто смотреть, слышать, а не просто слушать и чувствовать, а не просто присутствовать. Эта способность есть у любого человека. Младенцы используют её в полной мере, а затем, вырастая, учатся заглушать осознавание, под влиянием взрослых учатся оценивать и критиковать себя, других, впечатления, действия и т.д. Типичным поведением современного человека, например, во время просмотра нового фильма или прослушивания новой пластинки, являются замечания, критика или комментарий. Осознающий человек в этих случаях будет только смотреть или слушать, получая удовольствие. Осознающий человек не объясняет и не отфильтровывает свои ощущения так, чтобы они подходили под определения Родителя.
Способность к спонтанному реагированию — это способность выбирать из всего возможного разнообразия и диапазона чувств, мыслей и поведения. Например, из множества способов поведения выбрать самое продуктивное в данной ситуации. Т.е. это свободное реагирование, адекватное ситуации, вместо запланированного. Как человек осознающий ощущает мир, так же и спонтанный человек реагирует на него: прямо и открыто, воспринимая все части реальности и не искажая её в угоду Родительским определениям. Спонтанность предполагает, что человек может свободно реагировать из любого эго-состояния, переходя из одного состояния в другое своевременно и адекватно ситуации и своим решениям. При этом человек использует всё лучшее в эго-состояниях, ценит те преимущества и возможности, которые даёт ему каждое из них.
Способность к интимности — это умение общаться с другими без рэкета и игр (см. «Словарь терминов транзактного анализа»). Интимность представляет собой открытое выражение чувств и желаний между двумя людьми. Интимность — это свободный обмен подлинными чувствами, которым нет игнорирования.
Поскольку автономия — это свобода от сценария. То можно дать следующее определение автономии: автономия — это поведение, мысли и чувства, которые являются реакцией на реальность «здесь и теперь», а не на сценарные убеждения. Автономия предполагает обработку всей поступающей информации о мире с помощью эго-состояния Взрослого, а также включение осознание Взрослого при выборе необходимого для реагирования эго-состояния. Быть автономным вначале трудно, т.к. автономия предлагает гораздо больше возможностей для выбора, нежели сценарий. Интимность также может вначале казаться менее удобной и предсказуемой по сравнению с играми или рэкетом. С практикой автономный выбор становится более свободным и лёгким. Автономная личность решает проблемы и при этом не только производит процесс мышления с целью решения проблемы, а также эффективно действует, осуществляя поставленную задачу.
Современные теоретики ТА имеют разные взгляды на проблему излечения. Одни придерживаются старого подхода, согласно которому излечение наступает при завершении контракта. При этом терапевт и клиент не ставят перед собой глобальной цели изменения, а просто работают до тех пор, пока не выполнят как можно большее число пунктов их совместного контракта. Другой взгляд заключается в том, что излечение должно включать какой-то выход из сценария, который проявляется в изменении клиентом своего поведения, чувств или мыслей. Некоторые авторы предлагают взгляд на терапию как на соматическое излечение. Они считают, что человек, желающий выйти из сценария, должен изменить телесные ощущения, например, снять постоянное мышечное напряжение.
Работа ТА-терапевта заключается в том, чтобы вылечить клиента, а не просто добиться прогресса в лечении. В качестве иллюстрации можно привести метафору Эрика Берна о лягушках и принцесс: каждый человек рождается принцем или принцессой, а в процессе воспитания становится лягушкой. Чтобы вылечиться, необходимо сбросить шкуру лягушки и снова стать принцем или принцессой.
Основные принципы транзактного анализа (ТА)
Первый принцип ТА состоит в том, что все люди — хорошие (О-Кей). Он означает: ты и я, мы оба имеем ценность, значение и достоинство как люди.
* Я принимаю себя таким, какой я есть, а тебя — таким, какой ты есть.
* Временами мне может не нравится твоё поведение. Но я не отождествляю твоё поведение с тобой. Ты — ОК, хотя твоё поведение иногда может быть не ОК.
Второй принцип ТА: каждый человек обладает способностью думать. Следовательно на нас лежит ответственность за принятие нами решения о том, чего мы хотим от жизни. Мы ответственны за наши действия, за наши не-действия и за результат наших действий и наших не-действий. Мы также способны осознавать наши действия и действия других людей и что-то делать для изменения. Эрик Берн (основатель ТА) был убеждён, что каждый клиент может измениться, если имеет ресурсы, информацию и поддержку. Информацию и поддержку клиенту даёт психотерапевт. Ресурсы у каждого клиента есть всегда, поскольку каждый человек обладает физисом (physis) — жизненной, природной энергией, побуждающей к развитию, росту, выздоровлению и совершенствованию. Любой человек сохраняет свой физис в течение жизни, поэтому надежда на излечение и развитие должна быть даже в самых тяжёлых случаях.
Поскольку каждый человек имеет способность самостоятельно думать, он должен обладать полной информацией для того, чтобы принимать правильные и полезные для себя решения. Поэтому клиент и терапевт в транзактном анализе имеют полный доступ ко всей информации. Записи терапевта доступны клиенту. Терапевт говорит и пишет простыми словами, понятными 8-ми летнему ребёнку, для того, чтобы не делать часть информации непонятной клиенту.
Третий принцип ТА: мы можем менять поведение и ситуации, которые нас не устраивают, и свои ранее принятые решения, в том числе и те, которые мы приняли до того, как начали говорить.
Каждый из нас в очень раннем детстве под воздействием ситуации в семье принял ряд решений о себе, других людях и мире, а также о способах поведения, помогающих достигать желаемого и осуществлять принятые решения.
Во взрослой жизни мы продолжаем неосознанно использовать эти поведения и выполнять свои ранние решения. И если в детстве эти это было необходимо для выживания, то во взрослой жизни часто приводит к неэффективному и даже болезненному результату. Мы ведём себя так, будто у нас нет выбора и наше поведение и реакции являются единственно возможными и естественными. Это происходит потому, что мы забыли о имеющейся у нас возможности выбора. В детстве мы пользовались этой возможностью, когда принимали наши ранние решения. Родители могли оказывать на нас сильное давление, но они не могли заставить нас развиваться в каком-то одном направлении. Мы сами принимали решение: подчиниться этому давления, восстать против него или игнорировать.
Каждый из нас принял в детстве своё решение. Именно поэтому на одни и те же стрессовые ситуации разные люди реагируют по-разному. Это показывает, что не существует одного правильного способа поведения, мы можем выбирать свою реакцию.
Именно мы несём ответственность за наши поведения, чувства и решения. А заначит мы можем их менять. Это справедливо и для наших детских решений. Если некоторые из наших детских решений о себе, других людях и мире во взрослой жизни приводят к нежелательным последствиям, мы можем их изменить и сформировать другие, более благоприятные.
Транзактные аналитики придерживаются описанных принципов, в первую очередь, в процессе работы с клиентами. Транзактный аналитик и клиент находятся в равном положении относительно друг друга и несут взаимную ответственность за те изменения, которые хотят осуществить.